RealLomприем лома
металлов
+7(495)749-55-59
+7(926)838-99-84

Сложная ситуация на рынке металлолома.

Главная > Новости > Июль 2014 года > 23 июля 2014 года

Сложная ситуация на рынке металлолома.

Нехватка металлолома в Украине начала ощущаться еще в начале текущего десятилетия, когда в силу ряда причин стал сокращаться объем сборов вторсырья. В 2013 году в стране было собрано 5,7 млн тонн лома, что представляло собой минимальный показатель как минимум за весь постсоветский период. Впрочем, в текущем году поступления, очевидно, будут еще меньше. Тем не менее цены на металлолом на украинском рынке сохраняют стабильность с апреля, а меткомбинаты как-то приспособились к постоянной нехватке данного сырья.

Мало и недостаточно

Сбор металлолома не только в Украине, но и на территории всего СНГ достиг своего максимума в первой половине прошлого десятилетия. Тогда можно было без особых проблем добывать сотни тысяч тонн этого сырья буквально на полях и в оврагах либо демонтировать ненужные агрегаты в разваленных колхозах и в цехах навсегда остановившихся промышленных предприятий. Конъюнктура на мировом рынке лома была достаточно благоприятной, так что у сборщиков и трейдеров не возникало проблем с рынками сбыта. В результате в те времена в Украине собиралось порядка 8-10 млн тонн лома в год, из которых около 3-4 млн тонн экспортировалось, а российские вторметы были готовы замахнуться даже на 40 млн тонн в год.

Менее чем за десять лет ситуация изменилась до неузнаваемости. Запасы легкодоступного лома оказались исчерпанными. Поступления промышленного металлолома сократились из-за спада в машиностроении и металлообработке. Уменьшились сборы бытового лома. По оценкам специалистов, срок обновления металлофонда составляет около 25 лет, так что сейчас подходит время для отправки на слом техники, произведенной в начале кризиса 1990 годов. Таким образом, на рынке начинается естественный провал, который может продлиться до середины следующего десятилетия.

Такая картина наблюдается сейчас по всему СНГ. По оценкам российской группы "Евраз", в 2013 году в регионе было собрано 32,1 млн тонн лома, что на 7% меньше, чем годом ранее. При этом потребление данного сырья сократилось только на 3%, до 31,6 млн тонн. Как считают аналитики "Евраза", в ближайшие годы нехватка лома в странах СНГ будет усиливаться, причем размер грядущего дефицита оценивается от 3 млн до 19 млн тонн в год, в зависимости от реального объема потребления.

В этом году на российском рынке лома сложилась весьма сложная ситуация. Выходят на плановые мощности мини-заводы, введенные в строй в течение 2013 года, – "НЛМК-Калуга", "Северсталь – сортовой завод Балаково", "Электросталь Тюмени" (входит в группу "УГМК-Сталь"). Все они используют в качестве сырья металлолом, которого стало остро не хватать. В последние месяцы большинство российских металлургических предприятий не выполняют планы по закупке лома, а цены на него стабильно идут вверх.

С начала второго квартала текущего года средняя стоимость материала сорта 3А в различных регионах России увеличилась на 500-1000 руб./тонн. В настоящее время предприятия платят за такой лом порядка 290-330 долл./тонн CPT (без НДС) и вынуждены поднимать котировки еще выше, несмотря на прекращение роста цен на прокат на внутреннем рынке. Причем, если ранее экспортеры могли закупать металлолом в портах на более выгодных условиях, чем сталелитейные предприятия, то теперь складывается обратная ситуация.

Между тем в дальнейшем дефицит лома в России будет только обостряться. В стране анонсировано или уже реализуется до десятка проектов строительства новых мини-заводов, ввод в строй которых запланирован на 2015-2017 годы. С обеспечением сырьем всех новых потребителей российский рынок лома заведомо не справится. По прогнозам "Евраза", это приведет к расширению использования чугуна и горячебрикетированного железа, особенно на крупных интегрированных предприятиях, что приведет к росту себестоимости выплавки стали.

Аналогичная ситуация сложилась и в Казахстане, где правительство в конце прошлого года ввело запрет на экспорт металлолома, а затем продлило его в конце июня еще на полгода. По данным местных источников, в 2013 году в стране было собрано около 3,5 млн тонн лома, из которых почти 800 тыс. тонн было отправлено на экспорт. При этом внутренняя потребность казахских металлургов в металлоломе оценивалась в прошлом году в 2,8 млн тонн, причем в дальнейшем данный показатель должен существенно возрасти.

Прекращение поставок металлолома из Казахстана больше всего ударило по украинским металлургам. По данным Госкомстата Украины, в прошлом году именно на этот источник пришлось почти 97% украинского импорта лома или более 230 тыс. тонн. Конечно, доля поставок из-за рубежа составила лишь немногим более 4% от общих потребностей украинских металлургов, но в условиях дефицита и такая потеря весьма чувствительна.

Тем более что в текущем году положение с металлоломом в Украине снова обострилось. По данным таких источников, как ассоциация "Металлургпром", ГП "Укрпромвнешэкспертиза" и "Металл-курьер", в первом полугодии 2014 года поставки лома на национальные сталелитейные предприятия ни в одном месяце не вышли на плановые показатели и составляли порядка 75-90% от потребностей. Судя по всему, сбор металлолома в Украине в текущем году может сократиться до 5,0-5,3 млн тонн.

При этом, если в прошлом году экспортно-импортный баланс по металлолому в Украине был практически нулевым (255,3 тыс. тонн экспорта и 238,5 тыс. тонн импорта, по данным Госкомстата), то сейчас он снова качнулся в сторону преобладания вывоза. Только за первые четыре месяца 2014 года из страны было отправлено 230 тыс. тонн лома, тогда как обратный поток составил только 25,2 тыс. тонн, причем, 24,2 тыс. тонн из них пришлось на импорт из Казахстана по контрактам, заключенным еще до введения запрета.

В дальнейшем украинский экспорт лома, очевидно, будет увеличиваться. Во второй половине июня и начале июля он сдерживался только низкими ценами на турецком рынке – ключевом для поставщиков. Между тем, помимо Казахстана, импортировать лом украинским компаниям просто неоткуда. В России не хватает своего сырья, возить материал из Центральной Европы по железной дороге нерентабельно, а Румыния и Болгария пока что предпочитают экспортировать лом в Турцию, где цены повыше, чем в Украине.

Действительно, несмотря на дефицит сырья на украинском рынке, не произошло его подорожания. И для этого есть свои причины.

Несчастье помогло

Цены на металлолом в Украине находились на самом высоком за последние несколько месяцев уровне в конце прошлого года, когда базовый сорт материала (№ 13, загрузка в вагоны – 62 тонн) обходился сталелитейным предприятиям примерно в 290-300 долл./тонн без НДС и железнодорожного тарифа. В первом квартале 2014 года, когда всю страну лихорадило на Майдане, а переворот в конце февраля привел к обвалу национальной валюты, стоимость лома находилась на стабильном уровне в гривнах, но в долларовом исчислении рухнула до 200 долл./тонн и ниже. Однако в течение апреля металлурги и поставщики сырья осуществили ценовую коррекцию, в ходе которой цены поднялись до 3020-3070 грн./тонн (или около 260 долл.). С тех пор данные котировки остаются неизменными.

Такую потрясающую стабильность в условиях дефицита сырья можно объяснить несколькими причинами. Прежде всего, потребность украинских металлургов в металлоломе в этом году существенно сократилась. По данным за первые пять месяцев текущего года, производство стали в стране уменьшилось на 7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом наибольший спад произошел на электрометаллургических предприятиях, выплавляющих металл из лома. Так, "Интерпайп сталь" сократила выпуск на 25%, а кураховская "Электросталь" – на 36%. Практически бездействовал в этом году еще один крупный потребитель металлолома – Донецкий электрометаллургический завод.

Кроме того, металлургические компании просто не видят необходимости в повышении цен на металлолом в условиях депрессии на мировом рынке стали. Украинский рынок лома не эластичный. Это означает, что подъем котировок в пределах разумного не приведет к заметному увеличению сборов, так как дополнительных запасов вторсырья в стране просто нет. Подтолкнуть цены вверх могла бы конкуренция со стороны экспортеров, но в последнее время она, наоборот, уменьшилась. Из-за низкой стоимости лома в Турции украинским трейдерам пришлось во второй половине июля понизить закупочные цены в портах, так что они теперь уступают заводскому уровню.

Судя по всему, цены на металлолом в Украине не претерпят в обозримом будущем существенных изменений. Сложившееся в настоящее время равновесие может быть нарушено только под действием внешних факторов. Прежде всего, таких как существенное повышение котировок на длинномерный прокат и металлолом в Турции. Однако пока что и то, и другое выглядит маловероятным.

Спрос на турецкую арматуру в последнее время уменьшился вследствие нестабильного состояния национальной строительной отрасли, военных действий в Ираке (крупнейшем покупателе турецкой стальной продукции), импортозамещения в Саудовской Аравии и ОАЭ, возможного повышения антидемпинговой пошлины в США в начале сентября. Вследствие этого цены на длинномерный прокат стагнируют, а металлурги снижают уровень загрузки мощностей, сокращая, соответственно, спрос на металлолом. Таким образом, в ближайшие месяцы украинские экспортеры металлолома вряд ли смогут создать достаточный спрос на сырье, чтобы потеснить на внутреннем рынке меткомбинаты.

В то же время долгосрочные перспективы украинского рынка металлолома выглядят весьма неутешительно. В последние месяцы производители стали в стране используют это сырье буквально с колес: совокупные запасы лома на национальных предприятиях сейчас меньше, чем на одном отдельно взятом Новолипецком металлургическом комбинате в России. Интегрированные меткомбинаты используют больше чугуна в шихте. Кроме того, в этом году немного увеличился импорт горячебрикетированного железа (ГБЖ) из России. Если за весь прошлый год закупки этого сырья составили 60,7 тыс. тонн, то за первые четыре месяца текущего года – 17,2 тыс. тонн. Впрочем, высокие цены на ГБЖ и невозможность его производства в Украине из-за дороговизны и дефицита природного газа не позволяют считать этот материал адекватной заменой металлолому.

Наконец, в настоящее время нехватка лома в Украине находится на контролируемом уровне, поскольку кризис привел к сокращению выплавки стали, а неблагоприятная внешняя конъюнктура не дает возможности полностью загрузить мощности "Интерпайп стали", "Электростали" и Донецкого ЭМЗ. Вполне вероятно, что электросталеплавильное производство в Украине просто не имеет будущего из-за хронического дефицита сырья. Да и для металлургической отрасли в целом показатели середины прошлого десятилетия так и останутся недостижимой мечтой, вечным рекордом, который никогда уже не будет побит. По крайней мере, в условиях нынешнего украинского государства и текущей экономической политики.

Источник: minprom.ua

Наверх